Стремительные изменения в экономике и технологиях, снижение темпов производительности, увеличение конкуренции, глобальная взаимозависимость и размывание границ между различными организациями способствуют налаживанию сотрудничества. Сотрудничество — это ответ компаний на турбулентность, с которой они не могут справиться из-за недостатка ресурсов или неспособности управлять внешними эффектами.
Низкий уровень сотрудничества и высокая конкуренция увеличивают риск недобросовестных действий отдельных игроков рынка. Основным условием для возникновения сетей бизнес-партнеров являются долгосрочные отношения, основанные на доверии компаний друг к другу. Трансакции в подобных сетях проходят между организациями, объединенными совместными, взаимоподдерживающими действиями. Эти отношения отличаются от двусторонней координации планов и действий. Они отличаются от фирм или иерархий тем, что не имеют централизованного управления. Организации полностью сохраняют свою независимость, осуществляя координацию действий посредством переговоров и обмена информацией.
Успешная сеть бизнес-партнеров объединяет две или более компании, предоставляя им конкурентное преимущество, недостижимое поодиночке. Сотрудничество позволяет применить эффект масштаба, обойти конкурентов за счет разработки неофициальных стандартов и снизить риск крупных автономных инвестиций. Одной из причин создания сетей бизнес-партнеров является совместный маркетинг. Участники сети предлагают продукцию под одной и той же торговой маркой, сохраняя во всех остальных аспектах независимость. В рамках сотрудничества компании могут совместно реализовывать товары и услуги, закупать сырье и оборудование, проводить исследования и разработки, а также устанавливать более высокие стандарты качества, руководствуясь девизом «Совместное решение общих проблем путем взаимодействия».
Сотрудничество способствует обучению в организации, а также обмену такими нематериальными активами, как знания, навыки, опыт, репутация и престиж. На сайте профессионального маркетингового агентства можно не только получить полезную информацию о пользе сотрудничества между фирмами, но и получить полный спектр маркетинговых и рекламных услуг для продвижения бизнеса партнерами. Компании, осваивающие новые технологии или рынки, более открыты к сотрудничеству, принимающему форму совместных исследований, производства, маркетинга и доступа к имеющимся наработкам. Дополнительные преимущества включают в себя распределение рисков и усиливающий эффект от объединения сильных сторон организаций.
Стратегическое партнерство — один из критериев, определяющих конкурентоспособность компании в условиях новой экономики. Парадоксально, но именно различия между фирмами, такие как знания, навыки, технологии, ключевые компетенции и ресурсы, являются основным мотивом для начала сотрудничества и его успешного развития. В то же время различия в моральных качествах партнеров могут иметь негативное влияние на продолжительность и эффективность сотрудничества. Уверенность в партнерах и доверие к ним — два ключевых фактора успешного сотрудничества. Доверие играет особую роль в отношениях между конкурентами с высокой вероятностью оппортунистического поведения.