Menu

Интеллектуальный капитал, как важная часть успешного бизнеса

0 Comments


Интеллектуальный капитал — это основной капитал компании, состоящий из знаний. Интеллектуальным капиталом являются только те знания, которые можно рассматривать в качестве актива и использовать для создания ценности. Таким образом, к интеллектуальному капиталу относятся индивидуальные и коллективные способности и навыки, технологические и социальные сети вместе с объединяющей их культурой и программным обеспечением, а также патенты, авторское право, методы, процедуры, архивы и т. п. Интеллектуальным капиталом не являются знания или информация, не участвующие в процессе создания ценности. Подобно тому как железо или руда не являются материальным активом (таким, как сталелитейный завод), данные и разнообразные факты нельзя рассматривать в качестве актива интеллектуального.

Интеллектуальный капитал, как актив

С точки зрения традиционного бухгалтерского учета интеллектуальный капитал не подпадает под определение актива. По правилам бухгалтерского учета актив представляет собой материальный объект, приобретенный в результате одной или нескольких бизнес-трансакций, имеющий цену или рыночную стоимость, а также находящийся под управлением организации, которая владеет этим активом. Следовательно, бухгалтерским активом является лабораторное оборудование, но не применяемые при работе с этим оборудованием знания.

Согласно теории интеллектуального капитала, это определение слишком узкое. Оно мешает компаниям видеть, накапливать интеллектуальные активы и управлять ими, что, в свою очередь, затрудняет ведение конкурентной борьбы в условиях экономики, в которой знания являются важным источником прибыли. В рамках теории интеллектуального капитала актив — это нечто, трансформирующее сырьевой материал и делающее его более ценным. В этом смысле актив подобен черному ящику фокусника. Положил в такой ящик носовой платок, сделал несколько пассов рукой — и в ящике уже сидит кролик. Вопрос владения активом и контроля над ним играет не такую важную роль, как вопрос доступа к активу. Компания может не иметь в своем штате сотрудников, способных провести научную экспертизу, но она может получить к ней доступ и частично контролировать ход ее проведения.

Таким образом, интеллектуальный капитал — это знания, благодаря которым трансформируют сырьевые материалы и делают их более ценными. Сырьевой материал может иметь физическую природу — например, формула кока-колы является интеллектуальным активом, позволяющим превратить сахар, воду, углекислоту и ароматизатор стоимостью в несколько центов в прохладительный напиток стоимостью в один доллар. В то же время сырьевой материал может быть и неосязаемым — юрист изучает предмет спора (сырьевой материал) и трансформирует его с помощью знания законов (интеллектуальный актив) в мнение защиты или решение суда (информация, которая имеет большую ценность, нежели исходные факты).

Несмотря на то, что стоимость интеллектуального капитала не измеряется средствами финансового учета, она находит свое отражение в котировках акций на фондовом рынке. К примеру, акции компаний фармацевтической промышленности продаются с более высокой надбавкой к их балансовой стоимости, а рентабельность чистых активов у этих компаний невероятно высока. Если же к капиталу фармацевтических компаний прибавить стоимость научных исследований и разработок, то коэффициент котировки их акций и рентабельность чистых активов сравняются с аналогичными показателями менее наукоемких компаний. (Некоторые организации предпринимают попытки учета интеллектуального капитала. Наибольшего успеха в этом направлении достигли представители скандинавских стран, в частности Дании.)

Впервые феномен интеллектуального капитала был замечен аналитиками, обратившими внимание на то, что происходит с акциями наукоемких компаний. Сам же термин «интеллектуальный капитал» был употреблен в 1958 году двумя финансистами, описывавшими методы оценки стоимости акций нескольких небольших научных фирм. Они пришли к выводу, что «наиболее важным активом подобных компаний является их интеллектуальный капитал», а высокий курс акций объясняется «надбавкой за интеллект». Однако на протяжении почти четверти века эта идея не получила должного развития.

Если подытожить, то интеллектуальный капитал — это знания, которые трансформируют сырьевые материалы и делают их более ценными. Таким капиталом являются только те знания, которые можно рассматривать в качестве актива. А сырьевые материалы, к которым применяется интеллектуальный капитал, могут быть как вещественными, так и невещественными (например, информация).